Информационное агентство Concept-Media / Наука и технологии / Тайна «Челюскина» пока не раскрыта

Тайна «Челюскина» пока не раскрыта

21.09.2006 
Археологи обнаружили на дне Чукотского моря легендарный пароход «Челюскин». После возвращения из экспедиции учёные представили фрагменты корабля, которые удалось поднять со дна.

Как сообщает «Эхо Москвы», завершена археологическая подводная экспедиция «Челюскин-70», и её участники объявили, что наконец нашли пароход «Челюскин», затонувший в феврале 1934 года. С целью окончательной идентификации судна со дна Чукотского моря подняты несколько фрагментов — стойка леерного ограждения и часть крепления светильника. Фото фрагментов и пробы металла будут отправлены в Копенгаген на экспертизу специалистам компании «Бурмейстер и Вейн», где 73 года назад был построен «Челюскин».

Исследователи также провели видеосъемку отдельных фрагментов парохода. На изображениях хорошо видны общие очертания судна, достаточно четко просматривается рисунок шлюпочной палубы. Руководитель экспедиции, директор Русского подводного музея Алексей Михайлов убежден: «Других таких кораблей в этих координатах не могло быть».

Как напоминает Страна.ру, попытка достичь «Челюскина» предпринималась советскими аквалангистами еще в 1974 году, но из-за отсутствия необходимого снаряжения и оборудования успехом она не увенчалась.
Ранее сообщалось, что в сентябре 1989 года затонувший «Челюскин» вроде бы нашел член Географического общества США Сергей Мельников на гидрографическом судне «Дмитрий Лаптев», но каких-либо вещественных подтверждений эта версия не получила. Только в нынешнем году участникам экспедиции «Челюскин-70» удалось поднять со дна Чукотского моря несколько фрагментов, которые позволяют окончательно идентифицировать пароход. После соблюдения всех процедур корабль будет признан археологическим объектом, а его фрагменты станут музейными экспонатами.
Еще одна экспедиция к месту предполагаемого затопления парохода «Челюскин» была организована в 2004 году и приурочена к 70-летнему юбилею челюскинцев. Проект получил название «Челюскин-70», а его участники рассчитывали, что им удастся найти бортовой журнал и другие документы, которые способны помочь установить истинные причины гибели ледокола в 1934 году. Однако поиски не дали положительных результатов. Несмотря на победные реляции, найти пароход в 2004 году так и не удалось. Руководитель экспедиции Алексей Михайлов позднее признался, что «все известные в архивах координаты района гибели «Челюскина», оставленные экспедициями 1974-го и 1979-го годов, «скорее всего, были фальсифицированы».

«Челюскин» был обнаружен только спустя два года на глубине примерно 50 метров в расчетном районе — в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен. В этом году входящим в состав экспедиции водолазам удалось-таки поднять со дна моря фрагменты затонувшего парохода. Как сообщается, «им удалось отделить в районе шлюпочной палубы два фрагмента судна и поднять их на поверхность». По мнению специалистов, это стойка ограждения с кольцами и скобкой и часть крепления осветительной либо вентиляционной системы. Кроме того, впервые была проведена видеосъемка судна.

В 1930-е годы ледовая эпопея этого парохода наделала много шума. 5 декабря 1933 года в разгар полярной ночи из Мурманска отправился в плавание суперсовременный для того времени пароход «Челюскин» водоизмещением 7 тысяч 500 тонн. Он был спущен на воду 3 июня 1933 года, а построен на судостроительном заводе в Копенгагене. Стоит отметить, что несмотря на заявления, публиковавшиеся в то время, «Челюскин» не был ледоколом, а представлял собой обычный грузопассажирский пароход.
На «Челюскине» было 112 человек — экипаж, члены научной экспедиции, зимовщики, направлявшиеся на остров Врангеля. Среди них был и начальник Главсевморпути Отто Шмидт. Была и целая творческая группа — журналисты, писатели, кинооператоры, фотограф, художник Федор Решетников, поэт Илья Сельвинский. По дороге прибавился еще один пассажир — 1 сентября жена геодезиста Васильева родила дочку. Это случилось в Карском море, и поэтому девочку назвали Кариной. Бытовала еще одна версия, согласно которой пассажиров на «Челюскине» было гораздо больше, и корабль пошел в северный морской поход не один, а в сопровождении парохода «Пижма», на борту которого находились заключенные. Рассказывают, что роженица была женой не геодезиста Васильева, а начальника конвоя Кандыбы. По легенде, заключенных везли на открытое на Чукотке месторождение олова. На борту «Пижмы» их, якобы, было почти 2000 человек.

Для капитана парохода Владимира Воронина это был уже второй рейс по Северному морскому пути. Незадолго до этого на пароходе «Александр Сибиряков» он прошел Северным морским путем из Мурманска в Тихий океан за одну навигацию. Начало этого рейса не сулило ничего хорошего. Не успели выйти в море, как капитан заметил, что пароход «плохо держит волну», а из машинного отделения сообщили об обнаружившихся там неполадках.

13 февраля 1934 года «Челюскин» попал в ледовую ловушку в Чукотском море. Попавший в ледовые тиски экипаж сначала боролся своими силами и даже пробовал взрывать лед. Не получилось. У Колючинской губы к пароходу, зажатому льдами, подъехали на собачьих упряжках чукчи и после переговоров со Шмидтом забрали на берег 8 человек. Судно начало дрейфовать и 4 ноября вошло в Берингов пролив. До чистой воды оставалось около мили. Этот короткий отрезок пути отделял экспедицию от успеха. Из марсовой бочки капитан Воронин видел, как гуляет зыбь, пускают фонтаны киты. Но «Челюскин» так и не смог преодолеть эту последнюю ледяную милю, а совсем рядом, в бухте Провидения, стоял готовый прийти на помощь ледорез «Федор Литке».

Свою помощь по спасению предложили американцы, но Отто Шмидт и Владимир Воронин до последнего надеялись на самостоятельное освобождение, возможно, оберегая будущую славу покорителей ледовых широт. По другой версии, экипаж парохода отказался от помощи по указке сверху, так как рядом находилась секретная «Пижма» с заключенными.
Тем временем «Челюскин» относило на запад, и 13 февраля 1934 года под сильнейшим напором ледяных торосов обшивка парохода лопнула. Лед проломил и подводную часть судна, которую стала заливать ледяная вода. Экипаж и пассажиры успели выбраться на льдину и, несмотря на штормовой ветер и жуткий холод, выгрузить снаряжение и запас продовольствия. Единственной жертвой стал заваленный бочками на палубе завхоз Борис Могилевич. На льдине оказались 104 человека, среди них 10 женщин и два ребенка. Им предстояла страшная зимовка в палатках.

Затертую во льдах экспедицию искали с воздуха. Ас Анатолий Ляпидевский, одним из первых вылетевший на поиски, провел в полете 7 часов, но лагерь не нашел. Очень скоро на Чукотку вылетели три самолета из Хабаровска, пять — с мыса Олюторского, два — с Аляски. Из Владивостока со спасательными партиями, самолетами и дирижаблями вышли пароходы «Смоленск», «Сталинград» и «Совет». С запада курсом на Чукотское море шел ледокол «Красин». Только 5 марта первый самолет смог сесть на льдину и вывез 10 женщин с детьми. Массовая эвакуация людей началась в апреле. На большой земле челюскинцев встречали как героев. Что случилось дальше с заключенными, если таковые вообще были, и какова дальнейшая судьба «Пижмы» — история умалчивает, отмечает Страна.ру.

© 2006 ««Concept-media.ru»»

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100