Информационное агентство Concept-Media / Культура / Премия «Оскар»: хотели как лучше, а получилась «9 рота»

Премия «Оскар»: хотели как лучше, а получилась «9 рота»

26.09.2006 
В минувшие выходные российский оскаровский комитет выбрал из 14 отечественных кинолент именно ту, которая, по их мнению, может достойно представить Россию на ближайшем «Оскаре» в номинации «Лучший фильм, снятый на иностранном языке».

Перед тем, как огласить лучший по оценке российских кинопрофессионалов фильм, снятый за последнее время в нашей стране, был объявлен почетный для создателей кино шорт-лист из 5 лент. Лонг-лист из 14-ти кандидатов уже обсуждался обозревателями Агентством Национальных Новостей. В шорт-лист вошли: военная драма «9 рота» Бондарчука, полусюрреалистический «Живой» Александра Велединского, очень красивая и тихая притча «Остров» Павла Лунгина, древнегреческая трагедия по-русски «Эйфория» Ивана Вырыпаева и экранизация пьесы «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова.

На голосовании при выборе лучшего фильма, снятого в России в 2006 году, победил не фильм закрытия Венецианского кинофестиваля («Остров») и не щемящая русскоязычная версия американского «Мертвеца» («Живой»), а фильм, снятый в 2004 году и вышедший на экраны почти полтора года назад, «9 Рота». Понятно, что логика выбора: Бондарчук или Лунгин — скрывается в мистической фамилии патриарха советского кинематографа. Но обласканный мировой кинокритикой Лунгин со своей спокойной, покадрово выверенной картиной о буднях служителей церкви «отстал» от сына Сергея Бондарчука всего на 1 голос. Проблема, всегда стоявшая перед любым художником: «касса или искусство» — наконец, вскрылась.

Конечно, «9 рота», будь у неё многопластовый бэкграунд, можно было бы назвать «сагой»: и в пафосном отношении, и в историческом. В этом случае, она имела бы довольно большие шансы на «Оскар». Но, к сожалению, такого мощного «задника», как у любого фильма, претендующего на американскую премию, у неё, кроме слова «Афганистан», нет. Есть стандартная схема: пацаны — мужчины — герои. Кто назовет хотя бы 10 фильмов о войне, где в качестве сюжетной составляющей является именно этот костяк, может взять с полки пирожок. Тому, кто назовет 100 таких же фильмов, — такой же пирожок, потому что затруднений возникнуть не должно. И, что еще хуже, отличная операторская работа Макса Осадчего тоже не сможет здесь заслужить каких-то отдельных похвал. Это смесь фильмов, снятых Ридли Скоттом за последние десять лет (почти каждый из которых уже получил своего «Оскара»), и высадки американского десанта на побережье Нормандии, снятая Стивеном Спилбергом в «Спасая рядового Райана». Плюс National Geographic. Про бросающиеся в глаза цитаты из Стэнли Кубрика и Оливера Стоуна и говорить не стоит.

Следуя всему вышеперечисленному, выходит, что за «9 роту» проголосовали за собранные рекордные $24 млн, четырех «Золотых орлов» и «Нику» за лучший фильм года.

«9 рота» — фильм, безусловно, талантливый. Но когда заходит разговор о сравнениях, то «Остров» Лунгина — это фильм, в хорошем смысле, снятый по-русски, а «9 рота» — по-русски украденный. Если же (а русские критики, разумеется, закроют глаза на все недостатки и будут «держать кулачки» за нашу военную ленту) фильм Бондарчука выиграет, то мы окажемся в положении, когда не мы задаем тон, а когда, получается, приспосабливаемся, что еще обиднее.

Впрочем, то, что мы выставляем «9 роту» в качестве своего козыря, еще ни о чем не говорит. Нас еще ждет опять лонг-лист, но уже американский, а, значит, еще один выбор: с их стороны. Что ж, «держим кулачки»!

© 2006 ««Concept-media.ru»»

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100